В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) министр науки и высшего образования Валерий Фальков провел традиционную встречу с активистами студенческого медиацентра Минобрнауки и ответил на вопросы ребят об обновлении системы высшего образования.
Говоря о сроках обучения, министр отметил, что они должны соответствовать сложности подготовки специалиста. Важно дать возможность вузам совместно с бизнесом гибко настраивать программы. Яркий пример – БФУ имени И. Канта (участника пилотного проекта) и ГК «Росатом», где студенты после 2 курса учатся по 3 разным траекториям: «химик-специалист по качеству», «инженер-химик» или «химик-исследователь». От этого зависит и срок обучения: от 4 до 6 лет.
Также В. Фальков сообщил о том, что в дипломах выпускников в рамках обновлённой системы будут указаны конкретные квалификации, отражающие полученные умения и навыки. К примеру, вместо «бакалавр» – «инженер-технолог», а вместо «магистр» – «инженер данных». Все дипломы бакалавра и специалиста, полученные до обновления, будут иметь свою силу и считаться оконченным высшим образованием.
Поскольку со стороны студентов растёт интерес к новым программам, на этот учебный год вузам – участникам пилотного проекта было выделено в два раза больше бюджетных мест по сравнению с прошлым годом – теперь более 10 тысяч мест.
При желании студенты бакалавриата и специалитета могут перевестись на программы обновлённой системы высшего образования. Однако пока такая возможностью доступна только студентам вузов-пилотов.
Также глава Минобрнауки РФ сообщил о том, что магистратура будет пересмотрена в сторону качества, так как должна стать передовой. Она будет реализовываться по трём трекам:
- исследовательская (поступить в рамках данного трека можно будет только по профилю сразу после получения высшего образования),
- профессиональная (поступление спустя какое-то время после работы по профессии),
- управленческая (подразумевает государственное и муниципальное управление, менеджмент).
Министерство науки и высшего образования уделяет пристальное внимание студентам, имеющим семьи, и каждый вуз индивидуально реализует соответствующие программы поддержки.
По словам В. Фалькова, для обеспечения комфортных условий для студенческих семей открываются специальные пространства, в числе которых и строящиеся кампусы. Кроме того, на сегодняшний день формируется национальный проект «Семья», в котором запланирован федеральный проект «Молодая семья» в целях сохранения и приумножения мер поддержки.