Ваш город:

«Лишние» школьные предметы – мнение школьников

2 июл. 2021 г.
1
3704

Во все времена и во всех школах, школьники считали некоторые учебные дисциплины лишними. То есть, такими, которые в будущем им не пригодятся. А значит их можно пропускать без всяких зазрений совести. В принципе, это нормально, поскольку дети оперируют не столько логикой, сколько эмоциями из разряда «нравится/не нравится».

«Лишние» школьные предметы – мнение школьников

Больше беспокойства вызывает тот факт, серьезные дискуссии по этому поводу ведут взрослые, умудренные опытом люди, которые должны были бы понимать, что ненужных знаний не бывает в принципе.

Нельзя не согласится, что современная школьная программа перегружена, и подача некоторых учебных дисциплин, мягко говоря, устарела. Но это не говорит о том, что какой-то предмет лишний. Просто нужно пересмотреть учебный материал, убрать устаревшую информацию, возможно, объединить несколько дисциплин в одну и т.д.

Но это все лирическое отступление и предмет разговора для профильных специалистов. Нас же заинтересовал вопрос, какие предметы считают лишними современные школьники, которые всегда имеют свой, не всегда очевидный, взгляд на бесспорные вещи.

ОБЖ – всеми признанный аутсайдер

Согласно исследованиям Института прогрессивного образования, сотрудники которого проводили опрос среди учеников 8-11 классов, выясняя, какой бы предмет школьники вычеркнули из школьной программы, определили, что лидером среди аутсайдеров оказался ОБЖ. За исключение этой учебной дисциплины из школьной программы высказались 69% школьников. Подростки считают, что этот школьный предмет проводится формально и совершенно не дает практических навыков.

Здесь нужно отметить, что мнение школьников поддерживают не только родители, но и некоторые педагоги. Взрослые уверены, что программа курса ОБЖ в основном содержит в себе сведения, которые дети уже знают. Причем учатся они всем премудростям ОБЖ не в школе, а в ходе общения со своими родителями. Согласитесь, что практически все родители рассказывают своим детям об опасностях, которые могут подстерегать их в городе. Затрагивают они и тему здорового образа жизни, основ гигиены, правильного обращение с газом и электричеством и т.д.

Единственным полезным элементом курса ОБЖ можно считать навыки оказания первой помощи. Но в учебных материалах эта тема настолько слабо раскрыта, что и говорить об этом не стоит. Но, опять таки, нельзя сказать что ОБЖ полностью лишний предмет. Он нужен. Но в качестве факультатива по методам оказания первой помощи.

Помимо ОБЖ в немилость школьникам попали еще 8 дисциплин:

  • технология – 57% респондентов уверены, что это не только бесполезный, но и еще и скучный предмет, который практически ничему не учит;
  • астрономия – 38% школьников считают, что знания по этому предмету точно не пригодятся им в дальнейшей жизни
  • основы религиозной культуры – 28% ребят уверены, что религия слишком личная тема, чтобы изучать ее в школе
  • краеведение – 17% старшеклассников, без объяснения причины, просто не хотят видеть этот предмет в школьном расписании
  • музыка и рисование – 15% школьников высказались против этих предметов, поскольку не видят в них смысла
  • черчение – 10% ребят выделили этот предмет, как дисциплину, которая мешаем им в подготовке к экзаменам.

А что взамен?

В ходе исследования также выяснилось, что практически все школьники (а если точнее, то 94% респондентов) хотят оказывать непосредственное влияние на формирование школьной программы. При этом они уже сейчас готовы заменить на их взгляд «лишние» предметы, нужными (опять таки на их взгляд) учебными дисциплинами. Например:

  • половое воспитание – 63% школьников считает, что этот предмет определенно поможет им в будущем не совершить много ошибок в личной жизни;
  • психология – 44% ребят считает, что эта учебная дисциплина поможет им разобраться в себе, побороть комплексы и найти общий язык с родителями и сверстниками;
  • финансовая грамотность – 41% подростков считает, что это предмет поможет им разобраться с налогами и страховкой, а также научит разбираться с платежками ЖКУ;
  • программирование – 30% старшеклассников уверены, что информатика, которая сейчас входит в школьную программу обучения, не дает нужно навыка в полном объеме, поэтому дополнительно нужно ввести и программирование;
  • основы предпринимательства и менеджмента – 19% респондентов уверены, что именно этот предмет поможет им добиться финансовой независимости в будущем.

В свою очередь некоторые родители дополнили бы школьную программу такими предметами, как:

  • логика – научит самостоятельному связному мышлению и навыкам разностороннего обоснования поступков, фактов и ситуаций;
  • риторика – научит не только договариваться, но аргументированно отстаивать свою точку зрения
  • этика и психология семейной жизни – научит психологическим приемам, нормам и правилам создания крепкой и дружной семьи;
  • информационная гигиена – научит определять вредную информацию и очищаться от ее ядовитых последствий.

А что думают специалисты?

Директор Института прогрессивного образования Анна Маркс прокомментировала результаты исследования. По ее мнению, сегодня школьники намного более практичны, чем те же подростки, но 10-20 лет тому назад. Именно поэтому основным критерием определения «нужности/ненужности» того или иного предмета стало «пригодится/не пригодится» в дальнейшей жизни.

Конечно же то, что современные дети стали более прагматичными, является несомненным плюсом – они хорошо понимают, что и для чего они делают. Однако многие из них, в силу возраста, забывают или попросту не догадываются, что разнообразие предметов, в том числе и «лишних», не только способствует развитию логики и мышления, но и позволяет в целом получить системные представления о мире.

Кроме того, с большей долей вероятности, лишние по мнению школьников предметы попали в черный список только лишь потому, что детям их неинтересно преподносили. Например, если говорить о злополучном ОБЖ, то что можно учить на протяжении нескольких лет? Как правильно включать/выключать свет? Или как нужно переходить дорогу с оживленным движением? Ведь по-настоящему нужным навыкам (тем же навыкам оказания первой помощи), обычный преподаватель вряд ли научит. А технология? Ну какая может быть технология, если в большинстве школ уже давно нет мастерских и швейных классов. А вышивать крестиком или клеить открытки интересно ученикам начальных классов, но никак не современным старшеклассникам.

Нельзя не сказать и о том, что ко многим предметам, которые не вызывают интерес у школьников, и руководство школ относится как к второстепенным и маловажным. Поэтому и преподавание этих предметов неинтересное, «для галочки». Да и как может быть по другому, если тех же учителей рисования в школах катастрофически не хватает, и уроки рисования преподают педагоги, которые кроме «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая» ничего рисовать-то и не умеют. Естественно, на таких уроках скучно, в результате чего у школьника формируется стойкое убеждение о «ненужности» этого предмета.

Сегодня многие дети хорошо знают, чтобы натренировать тело, необходимо идти в спортивный зал, где долго и упорно «прокачивать» нужные группы мышц. Но, к большому сожалению, они не понимают, что мозг, как и другие мышцы, нужно постоянно «прокачивать». И здесь в роли тренажеров выступают как раз вот те «лишние» предметы, которые так хочется убрать из школьной программы.

Да, теорема Пифагора и сведения об инфузории-туфельке в дальнейшей жизни может быть и не пригодятся, но то, что они помогут «прокачать» мозг – это факт.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Встреча Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
С 27 по 29 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» прошло ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий – Конгресс молодых ученых, к..
Глава Минобрнауки РФ принял участие во встрече Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
3 дек. 2024 г.
0
90
Ученик российской школы в классе на уроке
Первый замглавы комитета Государственной Думы РФ по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду») выступила с предложением о сокращен..
В Госдуме РФ предложили уменьшить количество уроков для снижения нагрузки на школьников
2 дек. 2024 г.
1
680
Мария Захарова - официальный представитель МИД РФ
Как сообщает ТАСС, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова презентовала учебник «Международная безопасность в эпоху искусственного интеллекта»..
М. Захарова представила учебник по международной безопасности в эпоху ИИ под собственной редакцией
29 нояб. 2024 г.
1
1986
Комментарии
Владимр
Гость
2 июл. 2021 г., 18:53

Действительно, в то время, когда китайский марсоход изучает далёкую планету, зачем детям ЕГЭ астрономия? Достаточно знать, что Земля держится нп трёх китах.

Оставить свой комментарий

Ваш город: