Ваш город:

Не в психологах счастье!..

9 янв. 2021 г.
1
817

Наша реальность повсеместно пронизана напряженностью: в быту, на работе, в обществе и в целом мире. Сказки, где добро обязательно побеждает зло, современные школьники не читают и не смотрят по телевизору – они им просто не интересны. Потому что их окружают взрослые, которые ежедневно отвоевывают «место под солнцем», в новом обществе, где социальное неравенство стало нормой. Идеи гуманизма больше не в моде.

Не в психологах счастье!..

Мы пытаемся научить детей быть добрыми, а они играют в войну, «зависая» в интернете. Их кумиры – безобразные и ужасные монстры, певцы, исторгающие со сцены скрежещущие звуки, вперемежку с нецензурной бранью. Именно это сегодня называется искусством. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, родители обращаются за помощью к школьным психологам.

Но где набрать столько психологов, как их удержать в школе, и как помирить всех школьников? Попробуем ответить на эти вопросы.

Что делать с «дефицитом психологов в школах»?

Омбудсмен по правам детей А. Кузнецова рассказала «Газете.Ru», что из-за дефицита психологов в школах почти все школьники подвергаются травле со стороны сверстников. «Именно психологи могут диагностировать конфликт», - считает А. Кузнецова. На ее жалобу отреагировали представители Госдумы и эксперты от образования: «поменять программу подготовки школьных психологов и увеличить им зарплаты».

Еще одно мнение: конфликтолог, педагог и общественный деятель И. Дережова, по сути, обвиняет школьных психологов в формализме и очковтирательстве, сожалеет о безвозвратно утерянном опыте прошлого и констатирует отсутствие новых идей, как работать с детьми.

«Последние штрих» к ситуации добавляет школьный психолог, жалуясь на «пациентов»: «специалисты не имеют инструментария для работы с детьми». Дальше она называет еще ряд проблем, из чего следует, что «специалист» не может договориться ни с родителями, которые пишут жалобы, ни с администрацией – ни с кем, потому что не имеет полномочий, и, выходит, что психолог становится жертвой, убегает из школы. Потом приходят новые психологи, пишут диссертацию и составляют липовые отчеты, уходят, и опять дети остаются без «квалифицированной и специализированной» помощи.

Как говорится, «картина маслом», и остается поблагодарить редакцию «Газеты.Ru» за собранный материал. Но посмотрим на него с другого ракурса.

Никто из тех, кто работает с детьми, не говорил о детях. Рассказали о дефиците психологов в школах, о некой программе их подготовки, об увеличении зарплаты, об обучении учителей конфликтологии, расписались в собственном бессилии, а дети «остались за кадром».

«Урок доброты» для взрослых

При таком подходе к воспитанию и такой «любви» к детям, надо менять профессию, потому что, даже если к каждому ребенку прикрепить штатную единицу психолога – все равно, будут жертвы.

Чтобы дети не ссорились, по крайней мере, до такой степени, чтобы их приходилось мирить взрослым, нужно воспитывать их собственным примером – и в школе, и дома. «Завтрашний народ планеты» без слов все видит, понимает и чувствует, с первых дней жизни подражает тем, кто его окружает. Если родители об этом забыли или не знали, то существуют классные руководители, которые, хоть, и за небольшие деньги, но обязаны проводить родительские собрания, обсуждать на них проблемы воспитания детей, а не только заниматься сбором денег на разные мероприятия. При необходимости, с молодыми мамами и папами, проводить индивидуальные беседы – быть нянькой, подругой и «бабушкой», если надо, для молодой семьи. Тогда знания конфликтологии вообще не пригодятся.

Учитель – не работа, а образ жизни, когда дети вторгаются в личное пространство со своими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Всех их нужно понимать и любить, как свою семью, чтобы не было конфликтов, детских депрессий и жалоб родителей.

Рассказывает учительница, пенсионерка:

«Когда я училась, в школе были деревянные полы. Их во время уроков мыла пожилая уборщица. Дети и учителя называли ее бабушкой Верой. Звонок на перемену, выбегает детвора из классов, а полы блестят – чисто, красиво, и все идут под стеночкой, аккуратно, чтобы не наследить. Бабушка Вера кому пиджак почистит, кого яблочком из своего сада угостит, кому нос вытрет, успокоит того, кто двойку получил. После войны 4 класса закончила. Дети ее очень любили, жалели, что старенькая, и работать ей тяжело было. В школе было уютно, как дома.»

Психологов тогда в школах не было, о конфликтологии даже самые высокие чиновники образования не слышали, но дети не ссорились, умели любить стариков и ценить чужой труд.

Чем заняться школьному психологу?

Решение проблемы с «убегающими» школьными психологами лежит на поверхности. Пусть убегают, и пусть пишут диссертации дома, чтобы дети не мешали. При этом в исследовательской части своей работы они обязательно должны провести самоанализ на тему «Как я ошибся в выборе профессии».

Лучше учителя никто не знает учеников, порой, даже его родители. Каждый учитель в колледже или ВУЗе изучает психологию, потому что это – основа его профессии, наряду с педагогикой. Зачем тогда школе психолог, который с детьми едва ли знаком, потому что пишет диссертацию или отчет, и приходит на помощь, когда конфликт уже начался?

Возможно, школьным психологам стоит задуматься над тем, как организовать свою работу, чтобы быть полезными ученикам, родителям, учителям? Например, принимать участие в родительских собраниях, читать лекции о воспитании родителям, объяснить, что это ненормально, когда дети «зависают» в интернете и не умеют разговаривать «с живыми людьми». Или можно организовывать внеклассные мероприятия, чтобы во время их подготовки узнавать детей ближе, учить их общению.

Конфликтология или безконфликтное общество?

Конфликтология проникла в Россию почти одновременно с Болонской системой и капиталистическим устройством общества. Новое всегда принимается с трудом. Но у молодой науки уже появились сторонники.

Заведующий кафедрой конфликтологии СПбГУ, А. И. Стребков рассказал, что в начале 90-х годов на базе философского факультета была создана специальная лаборатория по углубленному изучению конфликта.

Вначале проблема изучалась в рамках действовавшей философско-политологической школы, для применения в военных, правоохранительных структурах и в бизнесе. Конфликт, по словам профессора – способ взаимодействия людей, нацеленных на борьбу.

То есть, конкуренция в мире капитала – норма, а способы устранения конкурентов – борьба, в любых формах ее проявления.

Преподаватель кафедры, А. Стребков, продолжает: «Наше современное общество немыслимо без борьбы. Это его закономерность, способ взаимодействия». Профессор не без гордости рассказывает, что дисциплина родилась на философском факультете, и что «государство легитимизировало программу», правда, пока в концепции общественной безопасности, но в планах кафедры – расширение до применения в школе, в качестве «конфликтологической технологии – школьной медиации».

В этом, пожалуй, скрыта главная причина, почему «психологи никому не помогают». Психология, ведь – наука о душе, а не технология.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Всероссийский математический диктант
Как сообщает РИА Новости, Т-Банк ко Дню математика, проведение которого запланировано в России на 1 декабря, запустил образовательный проект «Т=Матема..
1 декабря пройдёт Всероссийский математический диктант
22 нояб. 2024 г.
0
328
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
712
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
645
Комментарии
Владимир Петров
Гость
14 янв. 2021 г., 10:15

Как сказано в древнем манускрипте: "Если не смог ублажить ты гейшу нефритовым стержнем, то не помогут тебе бубенцов перезвоны."
Хотите попроще?
Либо устанавливаем идеи гуманизма в качестве государственной идеологии, либо будем вечно увеличивать штат психологов-пожарников, пытающих чайной ложкой залить пожар.

Оставить свой комментарий

Ваш город: