Ваш город:

«А по Сеньке ли шапка?»

14 нояб. 2020 г.
1
849

Тема конкурентоспособности российского образования и науки в условиях глобализации давно и бурно обсуждается в различных кругах. Эта же тема является предметом исследования сравнительной социологии и одним из приоритетных направлений в области научно-технологического развития РФ.

«А по Сеньке ли шапка?»

Ответ скептикам о конкурентоспособности российских университетов

В последние годы некоторым российским ВУЗам удалось закрепиться в известных мировых рейтингах, среди «университетов мирового класса» (WCU), участвующих в рейтингах QS, THE, ARWU. Однако к высшей ступени мирового признания российские университеты пока прорываются достаточно медленно.

Скептики не сомневаются: добиться существенного прогресса мешают программы, технические ресурсы и уровень подготовки педагогических кадров, которые не соответствуют заданной траектории. Так ли это на самом деле? Вот, об этом и поговорим.

Сущность стратегии развития российской системы образования

Долгое время разговоры о конкуренции российской (советской) науки с западными высшими и научными школами оставались в тени: уровень их развития обсуждался лишь в высших кулуарах власти, а передовые научные открытия и разработки становились объектами «добычи» государственных спецслужб, о которых немало рассказано в детективах. В технологичный век концепция изменилась: дальнейшее продвижение науки требует не просто секретной научной информации, а сотрудничества, в той или иной степени, мировых образовательных и научных систем.

Не секрет, что любое научное открытие становится достоянием того государства, ученый или ученые которого, совершили очередной «прорыв» к новым вершинам знаний. Государство, владеющее подобными разработками, автоматически приобретает мировое лидерство во всех сферах, укрепляет свой военный, экономический и политический потенциал. Так что, можно не сомневаться, что отечественная наука находится в зоне пристального внимания государства, как часть защитной и социально-экономической стратегии.

Разумеется, в программу включены и комплексные мероприятия по развитию высшей школы. Просто на фоне общей массы задач, которые, казалось бы, не имеют отношения к заботе об университетах, рождаются сомнения об интересе государства к науке и системе образования. Но «большое видится издалека», и в подтверждение к сказанному, предлагаем детальнее ознакомиться с Указом Президента РФ №642, от 1 декабря 2016 года «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». Еще ранее: Указ Президента Российской Федерации №599, от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», и целый ряд других нормативно-правовых актов.

Все под контролем! И не следует забывать, что стратегия – это «игра в долгую», направленная на получение основательного результата, а не на «распыление» ресурсов для сиюминутного успокоения недовольных и несогласных. Важно понимать, что Россия исторически и географически всегда была и будет находиться в «зоне повышенного интереса», которому нужно противопоставлять только фундаментальные концепции, самые передовые достижения науки и техники, о которых и заботится государство.

Для чего нужны мировые рейтинги российским университетам?

Казалось бы, если так сложно устроен мир, не проще ли «заколотить окно», «прорубленное» Петром I, «в просвещенную Европу», и организовать какой-нибудь «Тайный Орден Хранителей Знания»? Не проще. Несмотря на то, что зачастую Россия, и российская наука – в частности, «проигрывает» в соперничестве с другими странами больше по политическим мотивам, чем по факту, «в споре рождается истина».

Глобализация подхлестывает соперничество между ВУЗами внутри образовательной системы и на общемировом уровне. Но у разгоревшейся нешуточной конкуренции, где за «пальму первенства» толкаются локтями сильнейшие университеты мира, есть и полезные стороны: оценить собственную работу можно только в сравнении ее с продвижением конкурентов по заданным направлениям.

Как определить отставание отечественной науки от Запада? Только участием в мировых рейтингах, и не иначе. Вот, например, интересные цифры:

  • В 2000 году в базе научных публикаций «Scopus» представлено 31 335 научных работ российских ученых, удельный вес которых при оценивании составил 2,71 балла;
  • 2016 год – тот же рейтинг: опубликовано 52 416 работ (больше на 21 081), но баллы – 2,17.

Такая же ситуация складывается и в рейтинге «Web of Science»:

  • 31 324 – 3,22;
  • 36 184 – 2,05.

Инициаторы рейтингов неоднократно обращали внимание, что отставание России особенно заметно в сфере научных публикаций. Дескать, «не хотите делиться открытиями»! С другой стороны, зачем спешить с публикацией фундаментальных открытий в международных изданиях, если их можно внедрить у себя для укрепления государства, и лишь потом делиться опытом. Отстаем в рейтингах из-за публикаций, но зато у нас, благодаря участию, есть доступ к публикациям, из которых российская наука в том числе, может черпать полезные идеи.

Кроме того, за участие в рейтингах стоит побороться хотя бы ради того, чтобы на других посмотреть и себя показать.

О программах российских ВУЗов и уровне подготовки педагогических кадров

Посыпание головы пеплом, когда идет речь о профессорско-преподавательском составе отечественных высших школ, выглядит слишком уничижительно (да-да, именно с оттенком пренебрежения!). Чтобы развеять всякие сомнения о качестве работы педагогов и уровне университетских программ (да и школьных тоже!), приводим несколько примеров, из последних достижений науки и образования РФ, уже воплощенных в жизнь:

  • Российские школьники – неоднократные победители международных олимпиад. Безусловно, талант имеет значение, но и базовая школьная подготовка – на уровне, а она – основа для высшей школы; школьные программы тоже создаются российскими педагогами;
  • Крымский мост – проект, разработкой которого занимались десятилетиями, воплощен, благодаря усилиям наших современных ученых;
  • Сегодня безопасность РФ охраняет гиперзвуковое оружие, аналогов которому в мире пока не существует, такой «аргумент» в геополитике повышает и авторитет российской науки;
  • Вакцина против COVID 19: сколько бы не критиковали ее эффективность завистливые «партнеры», российская медицина и фармакология доказывают, что отношение к ним слишком предвзято.

Список достижений России по всем направлениям развития можно продолжать еще долго. Но уже и так ясно, что они – результат эффективности российского образования и науки, внимания государства к стратегически важной сфере.

Техническая оснащенность российских кампусов

Это – действительно, проблема. Ее корни уходят в начало 90-х годов прошлого века, как и все актуальные проблемы российской экономики. Тогда была разрушена система государственного оснащения ВУЗов, их связь с рынком труда. В зарождающейся капиталистической реальности количество университетов, академий и институтов увеличивалось в арифметической прогрессии, похожей на деление клеток в простейших организмах. Высшая школа попала под управление бизнеса, который требовал и продолжает требовать оказания образовательных услуг: не знаний, а компетенций и навыков.

Проект «Глобальное образование», разработанный крупнейшими европейскими корпорациями промышленников (47 стран), как модель глобальной системы образования, сейчас активно проталкивается российским филиалом транснациональной корпорации, как высокорентабельная сфера подготовки специалистов – роботов-исполнителей, за которых будут думать «наверху». И это – серьезный противовес государственной политике в сфере образования и науки. Инструментом для осуществления целей крупного бизнеса стало внедрение в отечественное образование Болонской системы. То есть, российские университеты оказались перед выбором: служить бизнесу или развивать науку и готовить универсальных специалистов, нужных государству.

Сегодня общее количество ВУЗов сокращено на 40%, филиалов – на 80%. Специалисты уверены, что это частично решит проблему технической оснащенности уже в ближайшей перспективе. Государственное финансирование будет перенаправлено на исследовательские и научные программы, как фундаментальный источник научно-технического прогресса.

В условиях рыночных отношений выбор модели управления и источника финансирования остается за университетами. Нужно лишь выбрать и применить эффективную административную систему внутри ВУЗов. Но сомневаться, что отечественная наука и система образования находятся на достойном уровне, веских оснований нет, потому что стержнем в них остаются талантливые люди, умеющие создавать великое даже при нынешних условиях.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Встреча Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
С 27 по 29 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» прошло ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий – Конгресс молодых ученых, к..
Глава Минобрнауки РФ принял участие во встрече Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
3 дек. 2024 г.
0
88
Ученик российской школы в классе на уроке
Первый замглавы комитета Государственной Думы РФ по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду») выступила с предложением о сокращен..
В Госдуме РФ предложили уменьшить количество уроков для снижения нагрузки на школьников
2 дек. 2024 г.
1
680
Мария Захарова - официальный представитель МИД РФ
Как сообщает ТАСС, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова презентовала учебник «Международная безопасность в эпоху искусственного интеллекта»..
М. Захарова представила учебник по международной безопасности в эпоху ИИ под собственной редакцией
29 нояб. 2024 г.
1
1985
Комментарии
Лилия
Гость
20 нояб. 2020 г., 11:00

Болонское соглашение разрушило наше высшее образование. Говорилось, что бакалавриат будет соответствовать техникуму, а выпускники бакалавриата могут работать специалистами среднего звена. Эта ложь понадобилась, чтобы педагогическое сообщество не сопротивлялось принятию двухуровневой системе. На деле оказалось, что бакалавриат не даёт специальности ни среднего, ни высшего звена. Это только подготовка к получению специального образования. Бакалавриат насыщен ненужными предметами, а те учебные курсы, которые необходимы для становления полноценного специалиста сильно сокращены. В мединститутах сильно сокращены курсы химического и биологического профиля. В пединститутах сокращены курсы методического цикла, изучения соответствующего предмета. Так что в будущем некому будет учить, некому будет лечить. Не меньший урон претерпело и среднее образование. Его натолкали лишними предметами. Множество предметов не может быть усвоено детьми в силу природных законов работы мозга. Где-то густо, а на другом конце - пусто. ЕГЭ - последний гвоздь в гроб нашего среднего образования. Этот гвоздь является ещё и прорвой для бюджета, выделенного на образование. Зато не хватает средств на достойные зарплаты учителям, на содержание институтов усовершенствования учителей, на методические журналы, так необходимые учителям. Приехали к полной разрухе. Россия, как ты это выдержишь!?

Оставить свой комментарий

Ваш город: